Вы здесь

Главная » Статьи » Паломничество на Афон, 2018, 12 дней, третья поездка.

Паломничество на Афон, 2018, 12 дней, третья поездка.

Краткий отчёт от 2016 года и советы паломнику здесь

Афон 2018. Небольшой отчёт для систематизации собственных впечатлений. Ну и может кому будет так же полезно, или хотя бы интересно.

Господи, я твой, я ничей другой
Кроме тебя - здесь никого нет.
Пусть они берут всё что хотят
А я хочу к тебе, туда где свет.

Б.Б. Гребенщиков

* Что такое Афон? Возможно многие не знают.
Это такое монашеское 'государство в государстве' в Греции, всемирный центр православия, важнейшее место для всех христиан. Не лишне будет отметить, что именно с  Афоном связана у нас вообще традиция монашества. Полуостров Афон, с одноименной святой горой высотой 2033 м, состоит из 20 монастырей, и огромного количества скитов, калив, и просто одиночных келий и пещер монахов-отшельников.

Чтобы попасть на Афон паломнику нужно получить специальное письменное разрешение на посещение святой горы - Диамонтирион, который выдается только мужчинам: женщинам въезд на Афон запрещён, их там нет. На Афоне действуют собственные правила, в частности нельзя ходить в шортах и купаться в море, нужны брюки и желательна рубашка с длинным рукавом (в некоторых монастырях вас заставят её одеть если нету). Есть и другие правила, об этом можно узнать подробнее при получении разрешения.

Приём паломников - это святая обязанность монахов уже много-много лет. Монахи, принимая паломника, традиционно встречают его стопкой ракии (виноградная водка), стаканом холодной воды или иногда кофе, и лукумом (видимо наследство турецкой окупации), размещают его в келье, и, при наличии действующего общего диамонтириона (который обычно выдается на 4 дня и затем его рекомендуется продлять) паломник может остаться в монастыре на 1 ночь. В среднем, режим в монастырях приблизительно одинаков. В 4 утра начинается утренняя служба, в районе 8 утра обычно завтрак. Иногда служба длится дольше, до 10 утра. Затем до 17 часов перерыв, и с 17 до ~19 опять служба. После трапеза и вынос мощей и реликвий. Таким образом получается за сутки 6-8 часов богослужений. К этому, уверен, стоит прибавлять ещё личные молитвенные практики монахов. У паломника это могут быть послушания, выданные по просьбе или иногда без, исполняемые по возможности для помощи братии.

Ранее я уже бывал на Афоне в 2016 и 2017, так же в это время, летом. Это моя третья поездка, на этот раз уже на 12 дней, и вновь во второй раз вместе с отцом. В этот раз, мы постарались больше уделить внимания восточному побережью Афона и методично посетили все монастыри расположенные на нём: начав с Хиландара, затем Эсфигмен, Ватопед через Зограф, Пантократор, Ставроникита, Иверский, Филофей, Каракал, Кутлумуш, Великая Лавра. Так же переночевали в скиту Василия у принявших нас греков, после вновь поднялись-спустились на вершину переночевав в Панагее, затем посетили Скит Святой Анны, после Григориат и Дохиар.

За две поездки мы побывали похоже во всех монастырях, в некоторых проходом (а в таких монастырях как Ставроникита и Симонопетра в общем то и не оставляют обычно), в некоторых с ночёвкой, но представление получилось составить уже довольно полное как о местности, так и об устройстве всего на полуострове.

Мне так же удалось побывать в прошлую поездку на легендарных Карулях, об этом я уже упоминал в прошлых отчётах с фотографиями.

* Чем ценен Афон?
Своей атмосферой. Это действительно святое место, сильное, светлое. Считается, что находится под покровом Богоматери. Огромное количество святынь, таких как частицы животворящего креста на котором был распят Иисус, пояс Богоматери, чудотворные иконы, бесчисленное количество мощей - я как человек целенаправленно развивающий свою чувствительность и обучающий этому в частности методами цигун - не могу не чувствовать этого всего, здесь дело вовсе не только в вере.

Сами службы проходят на Греческом, кроме трех монастырей: Пантелеймонова (Русский), Хиландар (Сербский) и Зограф (Болгарский) - там они идут на старославянском. Греческие песнопения очень красивые, в некоторых монастырях хор особенно силён, записи можно найти в интернете. Паломник или монах располагается в стасидии - в ней можно как стоять так и сидеть или полу-сидеть.

На самом деле рассказывать об этом дело не очень благодарное, во 1 каждый получает там то зачем приехал, во 2 попасть туда не так уж и трудно, поэтому при наличии желания проще это сделать самому, в 3 это почти не стоит никаких особенных затрат (больше всего уходит на билеты). Не стоит, я думаю, пользоваться никакими посредниками и гидами - это всё в большинстве случаев лишнее. Это лишнее доходит даже до того, как нам рассказывали, что есть для обеспеченных людей, готовых зарядить денег - скоростной тур, из серии 10 монастырей за сутки на машине. Результаты этого очевидны: каша в голове из впечатлений, путаница из воспоминаний и полное непонимания жизни на Святой Земле, уклада, быта, ритма происходящего, возможности остановится и побыть с самим собой и с местом наедине. Я, конечно, склонен считать, что так не надо делать.

*Поэтому далее поделюсь лучше личными наблюдениями а так же некоторыми 'вопросами/проблемами' с которыми так же придётся считаться, соберись вы в те края: от быта никуда не деться.

1) первая и наиболее часто упоминаемая тема в разговоре между паломниками - это обсуждение того а где как принимают, оставляют ли на ночь, селят или нет.
Вообще, монастыри просят делать резервацию заранее на нужную дату по телефону или имэйлу. По факту, на нашем опыте - в большинстве случаев вы получите отказ или игнор вашего запроса. Так что делать запрос или нет - на ваше усмотрение. В результате, когда мы приходили ногами в конкретный монастырь (включая те, в которых отказали в резервации) - нас селили. Бытует так же мнение, о том что Русских на Афоне не долюбливают, в некоторой степени притесняют, и что резервация вообще существует только для Русских (это, кажется, правда), а для Европейцев её нет. На основе личного опыта - я с этим не сталкивался ни разу. Склонен считать, что всё упирается в ваше личное взаимодействие человека с человеком, коммуникативные навыки, отношение, в том числе знание языка, ну и конечно помощь свыше. Лично на себе не испытывал дискриминации ни разу (хотя, нас бывало и за французов принимали, но потом всё равно же свою национальность называешь). Нас селили и в общих кельях - человек на 40, и в отдельных кельях на двоих: с очень приличными кроватями, новыми матрасами, видом из окна, ремонтом, отделкой деревом. Думаю, объективно, трудности будут возникать если вас группа больше двух человек и резервации у вас нет.

2) бытовая, неприятная тема, 'клопы и Афон'. Клопы есть.
Точно есть в Великой Лавре и Зографе, и похоже что есть в Пантократоре. Клопы кусаются. Едете туда - берите средства. А вот в Панагее - клопов нет. Я лично вымыл с хлоркой все 20 коек - там ни одного насекомого. Любой монастырь - это общежитие, тем более мужское. Поэтому нужно учитывать этот момент, вы можете жить с очень разными людьми, и к собственной гигиене у них может быть очень разное отношение. Такая вот примитивная 'земная' бытовуха в высоко-духовном месте (в максимальном Ян есть маленький Инь).

3) тема обширная: вообще социальное устройство, монашество как социальный институт в том числе, мирские проблемы, и, конечно же, деньги. Есть и про это разговоры.

В какие-то монастыри деньги вливаются больше. В какие-то меньше. Какие-то игнорируются. Все всё знают, понимают и видят по внутреннему устройству. Кому-то от этого обидно, или может даже завидно (что вроде как не очень хорошее чувство), но где-то вполне по делу высказывается: ведь в один монастырь паломник пожертвует, и оно пойдет в избыток, а в другом месте у какого-то монаха натурально может обуви целой не быть.
Так что можно наблюдать, как и в любом социальном обществе - расслоение и иерархию, и опять по мирским показателям власти и богатства. Это несколько печально но зато возвращает на землю, все мы люди, и монахи - тоже. Хотя и должно в них больше быть отречения от мира и от его соблазнов (но, и конечно же такие образцы тоже есть, и часто это отшельники уже тогда, даже согласно жизнеописаниям).

4) вопрос национальный. Про резервацию для Русских я выше уже написал. Вообще, со слов монахов, на Афоне всего уже меньше 100 Русских. Разбросаны по разным монастырям. В Русском монастыре - Свято-Пантелеймоновом большинство с Украины. Вообще, по правилам, монастырь легко становится Греческим, когда последний монах другой национальности умирает. Греки не торопятся увеличивать количество монахов не греков. Встретили послушника в Лавре - он ждёт что его примут в монахи больше 20 лет.. не примут уже конечно, наверное..
Ну и вот эти упоминания про 'заворачивание' именно Русских паломников. Но - повторюсь, лично не сталкивались.

5) вопрос здоровья и крайностей. тело vs дух
У меня, как у тренера, и практикующего почти 20 лет боевые искусства, конечно не может не вызывать уважения путь подвижничества (от слова 'подвиг'), связанный с постоянной борьбой и однонаправленным движением к цели (к Богу). Я могу видеть в этом много общего: любой, кто занимается подобной деятельностью (даже на примере спорта), сталкивается с борьбой с собственными слабостями, постоянными усилиями, победами в первую очередь над собой, преодолением себя, усилением себя в том числе через отказ от чего-то, созданием дисциплины, в определенной степени аскетизм и в чём-то умение себя ограничить для усиления контроля над самим собой. Таковы составляющие "пути воина". Но те крайние степени которые могут быть встречены в монашестве мною, пожалуй, не могут быть до конца приняты, тк в этом я вижу сильнейшее проявление двойственности, в первую очередь классическое: Духа и Материи, что, впрочем, свойство конечно же монотеистической религии.
Так, некоторые возникающие болезни ног от длительных стоячих молитв, к примеру, могут преподносится как что-то положительное, на что не следует обращать внимание, но лишь ещё сильнее принуждать своё тело и устремлять лишь все свои помыслы в Богу. То есть идея усмирения плоти, и отрицание тела, как источника греховного и чувственных удовольствий. Так, в крайних формах, подобный аскетизм доходит до ношения вериг, и подобного, и при этом это подаётся так же как подвиг (очищение через страдание и тд).

Зная другие варианты, будучи знакомым с восточными практиками, повторюсь, я не могу не уважать подобные однонаправленные методы - но и не могу их принимать, тк существуют более сбалансированные способы, включающие пути интеграции и преобразования (тот же цигун). Уместно будет вспомнить так же путь который проделал Сиддхартха, который так же уделял внимание пути аскета и затем счёл его неверным для себя, придя к т.н. Срединному пути. В свою очередь, это конечно же связано с такой внутренней структурой как центральный канал, который нарабатывается во многих практиках и объединяет все противоположенности в себе, включая такие ключевые как Небо и Землю (т.е. Духовное и Материальное).

Таким образом, зная внутреннюю структуру, можно было бы думаю как-то по-другому выстраивать молитвенную практику. К примеру, я не уверен что существуют в рамках Христианской практики описания того как правильно стоять (есть упоминания про столпников, но детальной структуры я не встречал), однако это приходится делать на службе и иногда по нескольку часов. Знание того, как выстраивать тело (то, что в Китайских практиках называют столбовое настаивание) безусловно могло бы устранить многие проблемы со здоровьем, которые при неправильной позиции с большой вероятностью могут возникать с ногами и со спиной. (а для цигунистов это фактически практика Большого Дерева без рук, по 4ой ступени в рамках Чжун Юань Цигун). В сущности, речь про то как правильно проводить через своё тело потоки энергии сверху вниз (от Неба), и снизу вверх (от Земли) и при этом успокаивать Ум.

В Исихазме, впрочем, попадаются довольно углубленные описания регулировки своих молитвенных состояний, которые из того, с чем я знаком очень легко соотносятся с теми же Восточными практиками,  и при этом не усиливают избыточно двойственность восприятия а скорее наоборот делают фокус внимания на единстве тела, души и духа.

Впрочем, что касается именно обычных паломников а не монахов - обо всём этом не думаю, что много кто задумывается. Большая часть их - это греки, которые довольно таки на расслабоне с чемоданами на колёсиках приезжают в 'свой' монастырь к 'своему' отцу на уикэнд. Многие из них в не очень хорошей физической форме, это видно, у многих избыточный вес, так что к какой-то особой гармонии никто пожалуй специально не стремится. Даже на гору поднимаются не многие, в том числе так как это требует уже определенной физической подготовки.

 Если возникнут какие-то вопросы и чем-то смогу быть полезен - можно найти меня в соцсетях или написать на имэйл. Контакты указаны справа в колонке.

Альбом: http://flowqi.ru/media/foto/afon-2018

Контакты

Задерновский Дмитрий Анатольевич

+7 (916) 694 68 17

 

Случайное фото

Галлерея: Практика в Китае

Ссылки

Школа прикладного фехтования Задерновского Д.А. Поток

 

Чайный Поток: магазин зеленого чая

Чжун Юань цигун